Уважаемые посетители! Форум доступен в режиме чтения. Общение возможно в нашей группе "В контакте" Казань-Космопоиск

Аномальные места РМЭ

Автор Тема: Аномальные места РМЭ  (Прочитано 4750 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Maks

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4369
    • Просмотр профиля
Аномальные места РМЭ
« : 15 Январь 2012, 12:41 »
Легенды и были Татарской мельницы (речка Арбайка, Илеть)


Место, называемое «Татарская мельница», расположено недалеко от устья речки Арбайка  ( р. Илеть - Звениговский р-н). Находится оно на пересечении старой дороги, идущей вдоль Илети, которая соединяет д.Озёрки и Леушкино, с самой Арбайкой. С детства нам было известно, что это нечистое место – по преданиям местных жителей  с этим местом связано множество легенд и преданий.

Сама  Арбайка - одна из многочисленных малых рек Марийского края, длина речушки всего около 13-14 км. Название её произошло от татарского слова «арба» - телега, повозка.
В истории деревни Озёрки (история сел и деревень Марий Эл) была упомянута вкратце Татарская мельница (Суас вакш), что была расположена  на Илети. Следует указать, что Татарская мельница стояла не на самой реке Илеть, а на речке Арбайка, правом притоке Илети, примерно в 1 км.  от своего устья.
Моя мать рассказывала мне такую версию происхождения названия реки. У местного купца Василия Атлашкина (по одним рассказам он был мари, по другим непроверенным данным он был крещённым татарином) были друзья –  татарские купцы из Казани. Они часто возили товар и некоторые продукты по Галицкому (Казанскому) тракту из Казани в марийскую землю. Мельниц в этих краях не хватало, а посевные площади постоянно расширялись. И вот, чтобы не возить муку и крупу со стороны, и, так сказать, уменьшить себестоимость продуктов (а в те времена транспортная составляющая затрат была очень существенной), они совместно решили построить водяную мельницу в окрестностях крупной деревни Озерки (что стояла на Тракте). Да, и сама по себе, в те времена мельница была достаточно выгодным предприятием.

У купца Атлашкина уже был опыт строительства мельниц -  одна его мельница стояла на речке Атлашке (что названа в его честь). Эта речка сейчас протекает через поселок Красногорский и впадает в Илеть (между ж/д и автомобильным мостами).
Поскольку он хорошо знал окрестные места, то взялся помочь казанским купцам – найти хорошее и удобное место для строительства водяной мельницы. Как-то ехали они глухой лесной дорогой вдоль Илети, и, переезжая  через лесной ручей по старой гати, провалились одним тележным колесом. Когда стали все вместе вытаскивать телегу, то колесо сломалось, из-за чего они сделали остановку и стали ремонтироваться. Заодно осмотрели окрестности и увидели, что эта лесная речушка – очень удачное место для устройства плотины и для возведения мельницы. Речка в этом месте протекала между двух сухих сосновых холмов, что делало удобным установку плотины и строительство моста, а двухколейная дорога выводила к броду через реку Юшут (местные зовут его «переходнушка»), и дальше - к  деревне Озёрки. На том и порешили:  строить мельницу здесь, а название речушке дали татарские купцы по факту поломки телеги – арбы, отсюда и пошло слово Арбайка! От хозяев – пошло название и самой мельнице.
Следует указать, что среди местного населения ходило много легенд про Татарскую мельницу и речку Арбайку. Было как-то удивительно, что это место будто окружал особый ореол таинственности, своеобразной сказочности. Вероятно, это было напрямую связано с плотиной и мельницей в этих местах, обычно сам мельничный пруд традиционно считается в народе местом обитания нечистой силы. А рядом стоял дремучий и непроходимый лес, что также способствовало возникновению легенд и былей.

Сама мельница работала до 40-х годов прошлого века. Вероятно, что работала она и после  военных лет, точных данных нет, но остатки мельничной плотины и толстые мельничные сваи сохранялись здесь практически до начала нынешнего века. А до 80-х годов прошлого века около моста через Арбайку ещё стояло полуразрушенное мельничное колесо,  и мы в детстве частенько ездили в эти края на рыбалку, и даже фотографировали остатки колеса. К сожалению, эти ч/б фото до наших дней не сохранились.

Одна из легенд была связана с основанием  мельницы.

Татарские купцы наняли сюда человека, хорошо знающего мельничное дело, чтобы он руководил строительством и работой мельницы. Откуда приехал этот человек, какой он был национальности – про это народная молва ничего не говорила…

По преданию, чтобы плотина стояла на века, якобы, под неё следует закопать человека. Мол, никто лучше мертвеца не сможет удержать мельничную плотину. Правда это или нет, но мельник давно искал такого человека.

И вот, когда начали перекрывать Арбайку, мельник отправился в Озёрки (по другим рассказам – в Шигаково). Около деревни (на  Галицком тракте) стоял кабак, где он познакомился с одним полупьяным мужиком. Он разговорился с ним, угостил за свой счет вином, и заодно узнал, что этот мужик не местный, дома-семьи не имеет, а шатается по этому краю, где-то подработает, где-то батрачит, с властями встречаться не желает, и вообще, имеет весьма тёмное прошлое…

Поняв, что такого человека никто искать не будет,  мельник сказал ему, что может нанять его на работу, так как сейчас начал строить мельницу, и ему позарез нужны рабочие руки, а в лесу, мол, паспортов никто спрашивать не будет. Тот мужик, конечно, согласился. Мельник ему ещё налил вина, посулил неплохой заработок, а заодно пообещал – если понравишься мне, то и после строительства мельницы «останешься» у меня в помощниках!

Так просидели они в кабаке до позднего вечера, а потом поехали через лес на Арбайку. Когда добрались к речке – было уже темно. Мужик еле держался на ногах, и мельник потащил его к возводимой насыпи, якобы, показать место будущей плотины. Там ударил его тяжёлой жердью по голове, а потом закопал у основания плотины. По преданию этот мельник был настоящим колдуном, и вместе с мертвецом спрятал под плотиной какую-то тайную ворожбу, чтобы этот мертвец вечно «держал» мельницу и плотину от прорывов и иных несчастий. Наутро явилась рабочая артель, и ничего не подозревающие работники стали быстро возводить плотину у того места, где сейчас стоит мост на старой Леушкинской дороге.

По народной памяти, действительно, эту плотину никогда не прорывало! Вероятно, из-за того, что обширное болото Кугу куп (через которое протекала Арбайка) регулировало сток воды, и не давало речке сильно разливаться в половодье и  в периоды дождей. А может, на самом деле была какая-то чёрная ворожба в этом месте…

Так или иначе, но с тех пор у этой плотины стала происходить всякая чертовщина! И за Татарской мельницей закрепилась дурная слава вплоть до наших дней!

По другой легенде при строительстве плотины – никого туда не клали, якобы строили всё по-честному. Однако вскоре в образовавшейся мельничной запруде будто бы появился настоящий хозяин воды, точнее водяной, который стал безобразничать. То запустит вхолостую мельничное колесо, то остановит его, когда мельница начинает работать! То поднимет заступ плотины и всю воду выпустит по речке в Илеть! Или пригонит по Арбайке кучу топляка и старых коряг – совсем житья не стало мельнику. А слухи о «нечистых делах» на Татарской мельнице отгоняли от неё местных крестьян.

Что только мельник не делал, и пытался разными наговорами прогнать поселившуюся нечисть, и пытался договориться – «умилостивить» водяного, но всё бесполезно, ничего не помогало!

Тогда и посоветовали ему обратиться к чёрному марийскому колдуну – юзо, ибо только он может поведать, как договориться с нечистой силой! Жил колдун где-то недалеко, в самой лесной чаще, ибо такие люди и в стародавние времена не допускались в деревни и сёла. 

Как не было страшно мельнику, но взял он кое-какие деньги, что-то из съестных припасов, и отправился к этому юзо. Тот и поведал ему, что единственный способ как умилостивить водяного – это принести ему в жертву некрещеного ребенка, которого следовало закопать у основания плотины, около мельничного омута!

После такого совета мельник, сам не свой, вернулся к себе домой…

 Однако водяной стал буйствовать  пуще прежнего, грозясь снести и саму плотину, и мост, а также  разорить мельника. И тогда мельник решил следовать совету марийского колдуна.

Как раз по Казанскому тракту, попрошайничая и приворовывая, проходил цыганский табор. Когда цыгане встали на ночлег около Озёрок, то мельник поспешил к их старейшине – цыганскому барону, с просьбой, мол, не продадут ли они ему ребёнка. Якобы, человек он одинокий и бездетный, хочет вырастить наследника, и готов за это неплохо заплатить. Но поставил условие, чтобы ребёнок обязательно был некрещеный! Цыгане хитро переглянулись, мол, такой товар у них есть, только правду ли ты говоришь?

Так или иначе, но мельник выторговал младенца у цыган, увёз его на свою мельницу, и в глухую полночь закопал тело невинного ребенка под плотиной…

По преданию, после этого водяной уже не досаждал ему, работа мельницы стала прибыльной, и крестьяне снова стали привозить сюда зерно для помола. Да так, что отбоя от них не было!

Быстро мельник разбогател, и стал, уже было, забывать о страшной жертве, однако вскоре начали  являться ему странные видения!

То послышится ночью детский плач на мельничной запруде, то вдруг по мельнице пронесётся  топот детских ног, хотя никого не было видно. А однажды привиделось мельнику, что в мельничном омуте якобы сидит настоящая русалка и качает на руках спящего младенца…

Снова мельник потерял покой и сон, хоть был он уже зажиточный, и дела его шли в гору, однако никакие деньги не могли успокоить метущуюся совесть. Любой шум или шорох в ночном  лесу или на речке заставляли его вздрагивать и не спать до самого рассвета. От этой маеты, и чтобы заглушить совесть – стал мельник выпивать, сперва понемногу, а потом всё больше и больше. Однажды вышел он ночью из дома в сильном подпитии, да так и не вернулся.  Говорили, что какой-то голос позвал его в сторону запруды – упал он в воду,  и попался в лапы к водяному…

 С тех пор минуло много лет, но местные люди всегда с опаской ходили по этой лесной дороге, якобы, не раз были случаи, когда около старой запруды, у моста, или в самой речке видели призрак мертвеца, то ли самого мельника, то ли того несчастного человека, что закопали под плотиной. Особенно страшно было ходить здесь с наступлением темноты, помнится в детстве, когда возвращались мы с рыбалки, то буквально бежали мимо татарской мельницы, хотя от неё уже давно почти ничего не осталось…
Другая легенда гласила о том, что именно  в лесу, около Татарской мельницы, растут настоящие ведьмовские грибы. Называются они ещё в народе – скрипуны! Мол, если отломить кусочек шляпки и потереть о другую часть гриба – то раздастся неприятный скрип, это и есть верная примета того, что гриб нечистый. Если кто попробует этого гриба – откроются его глаза, и будет видеть человек то, чего другие не видят! Духов ли лесных, всякую скрытую нечисть, тени давно умерших людей, да и много того, что обычному человеку видеть совсем не надо. От этого может он лишиться ума, а если выдержит, то станет настоящим колдуном и ведуном, понимающим язык птиц и зверей. Только сделать это надо в определенный день и час, но вот в какой – про это предание умалчивает…

Кто знает, может, это и есть настоящие галлюциногенные грибы???

Было предание и о Змеином дереве, что росло на луговинах, которые располагались около Татарской мельницы, вдоль поймы Арбайки. Это было одинокое дерево (скорее всего липа или молодой дуб), которое стояло посреди луга, вокруг него всегда было много змей (болотные гадюки). То ли плодились они тут, то ли что-то их сюда притягивало???  Про это сложно сказать, но местные старались не подходить близко к дереву!

Когда эти луга выкашивали, то марийцы всегда оставляли вокруг этого дерева островок нескошенной травы, чтобы не разбудить змеиное гнездо! Мол, прибыток от этого сена небольшой, а заденешь – то потом бед не оберёшься…

Около Змеиного дерева часто находили остатки сброшенной змеиной шкуры, вероятно, что змеи тёрлись о кору и нижние поросли этого дерева, и так избавлялись от старой кожи…

Такое змеиное место не могло остаться незамеченным у местного населения, ходили также слухи, что раз в году – на это место из подземного хода выползает сам змеиный царь, именно поэтому сюда спешат все окрестные гадюки, медянки, ужи и прочие гады, которые получают здесь благословение своего Владыки. Случается это всегда ночью или перед рассветом, так как подземный Змей не может терпеть солнечного света, и как только восходит солнце, то он снова уходит под землю.

Такие легенды об огромном подземно Змее достаточно распространены среди мари Волжского, Звениговского и Моркинского районов. Например, по преданию большой Змей живет в подземной реке, которая соединяет и питает карстовые озера Кленовой горы и Сотнурского нагорья, в частности, он появлялся в озере Елан-ер. Учитывая, что Кленовая гора расположена буквально рядом – а эти места изобилуют карстовыми провалами – можно не удивляться таким преданиям и легендам (буквально рядом расположено пойменное озеро Лапка-ер, углублённое карстовым провалом).

А наличие подземной реки под Кленовой горой (и даже солёного моря)  уже много лет назад доказано геологами при помощи бурения.
Особый интерес представляет также услышанная мною в детстве загадочная история про волка-оборотня, который со своей стаей обитал в местных лесах (между Илетью и Керебелякским нагорьем). История эта услышана не от одного человека, и рассказывается она так, как будто это происходило реально, и с реальными людьми. Полный текст этой истории приведен в статье про озеро Шуть-ер. Правда это, или выдумка – решать читателю, но, по словам рассказчиков:  засада на этого волка была организована совсем недалеко от Татарской мельницы!

Ещё одну историю про эти места рассказал мне Володя Анисимов, чьи родители были родом из деревни Озёрки. Эту историю, в свою очередь,  рассказал ему дядя, который ездил рыбачить на Илеть, как раз в то место, где расположено устье Арбайки. У местных жителей оно называется Берёзовая грива. Тут расположено несколько омутов и ям, где раньше водилось много рыбы!

Так вот, его дядя остался на Илети с ночёвкой, чтобы порыбачить, когда начнётся утренний клёв. В те годы, как мы уже писали, вдоль Арбайки располагались маленькие пойменные луга (поляны), где косили сено работники лесничества. Около одного лужка дядя заночевал в самодельном шалаше. И вот, случилось так, что он проснулся очень рано, ещё только начинался летний рассвет. Выглянул он из шалаша - на лугах лежал волокнистый туман, и вдруг из этого тумана, как призрак, появился старик – весь в белом. Был он седым как лунь, и вел под узду такую же белую-белую лошадь. Двигались они в тумане совершенно бесшумно, словно сами были сотканы из тумана, и потом медленно подошли к опушке леса. Тут этот старик вбивает в дерево штырь с кольцом, а за кольцо привязывает свою лошадь. После этого сам исчезает – точно так, как туман разгоняется порывом ветерка, а немного погодя, исчезает и его лошадь, будто бы их и не было!

Дядя очнулся, вылез из шалаша и подошёл к тому дереву, что стояло на опушке: в нём осталось вбитое стариком кольцо, но ни старика, ни лошади нигде не было! Утренний ветер подул и согнал туман со всех луговин и с берега реки - вокруг же не было ни души. Так он и не мог понять – что привиделось ему тем утром. После этого случая у дяди на голове появилось большое количество седых волос…



Фото и история взяты с сайта наших друзей - Команды "Кочующие"
http://www.wanders-k.ru/node/1220/

Оффлайн Maria

  • Модератор форума
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4891
    • Просмотр профиля
Аномальные места РМЭ
« Ответ #1 : 08 Январь 2015, 18:54 »
«В конце семидесятых я гостил у родителей в деревне Горный Шумец Юринского района Марий Эл, -- пишет постоянный читатель «Волжской правды» Н.Соболев.-- Как-то в конце июля, часов в 10 вечера вышел покурить. Присел на лавочку. Погода стояла ясная и тихая. Вдруг моё внимание привлекло необычное зрелище – над лесом пронёсся шлейф яркого пламени, словно вырывающегося из сопла невидимого летающего объекта. Ни звуков, ни опознавательных огней не было видно. На следующий день над местом, где пролетел огненный вихрь, кружили на небольшой высоте четыре вертолёта. Что это было за явление, для меня осталось загадкой…»
.........

Оффлайн Maria

  • Модератор форума
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4891
    • Просмотр профиля
Аномальные места РМЭ
« Ответ #2 : 08 Январь 2015, 19:13 »
Призраки Серебряного озера

Мы совместно с командой “Кочующих” продолжаем рассказывать об уникальных местах Марий Эл.

Меркусото
Одно из них - древняя молельная роща Меркусото в Куженерском районе. Здесь язычники приносили своим богам в жертву животных, чтобы те покровительствовали их роду. Моленья в этой роще проводят ночью, а уйти нужно непременно на рассвете, чтобы нечисть, боящаяся солнца, не увязалась следом. В полночь путник в Меркусото может сбиться с пути. Перед ним встает образ жеребенка или теленка. И он начинает ловить животное, которое ему никогда не поймать. Также в этой роще наблюдаются удивительные магнитные аномалии. Стрелка компаса ни с того ни с сего вдруг начинает метаться, отклоняясь градусов на 10.

Лес у реки Юшут
Любопытно место на границах Звениговского, Моркинского и Медведевского районов, где располагаются глухие леса. По преданиям, раньше в этих краях овды справляли свои свадьбы. В тех же местах были многочисленные берлоги этих существ. Легенды об овдах до сих пор сохранились в окрестных деревнях. Якобы еще в 60-х годах прошлого века на речке Шора (приток Юшута) один из лесников нашел следы, похожие на человеческие.

Призраки в военной форме
Овеяна тайной территория между озерами Бойничное, Серебряное, Шильма и Орьер (Звениговский и Медведевский районы). Во время войны здесь умерло от болезней, голода и холода множество солдат резервных войск, а также заключенных. Все они были похоронены в этих лесах в братских могилах. Местные жители и туристы не раз сталкивались здесь, особенно в темное время суток, с призраками людей в военной форме и разными слуховыми миражами. Объясняют все это тем, что погибшие не отпеты по-христиански, поэтому и не могут обрести покой.
Кстати, недавно около озера Серебряное установлен памятник умершим здесь солдатам.

Ведьма с озера Шильма
По легенде, в стародавние времена на озере жила ведьма, которую так и звали - Шильма. Местные ее не любили, так как она могла наслать мор, болезни и  порчу. В конце концов терпение людей лопнуло, и они ее убили, сожгли на костре, а прах развеяли в окрестностях. Перед смертью ведьма прокляла местных жителей и само озеро. Возможно, по этой причине в окрестных лесах погибло много людей во времена репрессий и войны. Недалеко от озера находятся заброшенные ракетные шахты.
Дмитрий Никитин
http://www.marpravda.ru/news/other/2011/12/08/prizraki-serebryanogo-ozera/
.........

Оффлайн Maria

  • Модератор форума
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4891
    • Просмотр профиля
Re: Аномальные места РМЭ
« Ответ #3 : 04 Июнь 2017, 13:57 »
Месть «священной рощи»

При заполнении Чебоксарского водохранилища пришлось вырубить березовую рощу – место ритуальных мольбищ язычников-мари. Спустя три года никого из порубщиков не осталось в живых. Кто умер от внезапной болезни, кто погиб в результате несчастного случая…   Эту и еще много других таинственных историй, связанных с неотвратимой карой за поругание «священных рощ» (кюсото), поведал мне в свое время сотрудник Марийского НИИ языка и литературы Виталий Акцорин, долгие годы коллекционирующий связанные с ними языческие предания и мифы. Особенно впечатлил рассказ о мужике, который, взявшись поправить избу, вырубил в молельной роще бревно для матицы, после чего вся его семья в течение нескольких лет вымерла от какой-то неведомой болезни. Мне сразу вспомнилась судьба старого знакомца, колхозного тракториста Кондрата Русских, и я ужаснулся страшной догадке.

Читать далее: http://rt-online.ru/mest-svyashhennoj-roshhi/
© Газета Республика Татарстан



.........

 

Яндекс цитирования